Slavic Theological Collegium
Славянская Богословская Коллегия
Являться свежим источником учения и практического применения для каждого верующего исповедующего Единый Символ Веры
Преимущество простоты образа жизни в христианстве.
Дискусси на встрече коллегии 17 августа 2018
Ведущий: Сергей Барушко
Простота – это одна из духовных дисциплин. Эта дисциплина так же важна на церковном уровне.
Я взял в основу книгу одного из богословов этого движения духовные дисциплины, Ричарда Фостера,
''Прославление дисциплин''. В этом движении был интересный человек, его зовут Далас Вилард. На него многие ссылаются, в том числе и Фостер. Вилард интересен тем, что он работал преподавателем философии. Он работал не в христианском университете, а в светском университете в Калифорнии (University of Southern California). Будучи пишущим, говорящим христианином, дающий конференции, интервью, тем не менее он работал преподавателем философии в светском заведении.
Есть ряд авторов, пишущих о дисциплине, но больше всего из них именно Ричард Фостер известен на русском языке, его больше переводили. Фостер говорит, что дисциплина простоты – это путь к свободе. Он начинает с цитаты Франсуа Фенолона: ''Когда мы действительно пребываем во внутренней простоте, то все наше внешнее поведение станоивится искренним и естественным. Эта истинная простота побуждает нас осознавать, что такое открытость, мягкость, невинность, веселость, спокойствие, которое так притягательны, когда мы созерцаем их вблизи и постоянно, чистыми очами. О, как любезна такая простота! Кто бы дал мне ее?! Я все оставлю ради нее. Это - жемчужина Евангелия''.
Один из тезисов Ричарда Фостера: '' Простота – это свобода или путь к свободе. Двойственность – это рабство. Простота производит радость и уравновешенность. Двойственность приносит с собой озабоченность и страх''. И он цитирует Екклесиаста: ''Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы'' (Екл.7:29) Фостер дает еще один из английских переводов, который звучит так:'' Бог создал человека простым, а все сложные человеческие проблемы- его собственного изобретения''. Т.е. даже не правым, а простым. Интересный повод посмотреть, что стоит в оригинале?
Дальше он говорит о важности внутренней и внешней простоты. Простота начинается внутренне, но она не может не провялятся внешне. Она начинается с внутренней собранности, т.е. это проявление того, что названо ''Божественным центром''. И он опять цитирует известного датского философа Серен Кьеркегор: ''Чистота сердца есть желание Одного'' т.е. желание или устремление на что-то одно. Переживание внутренней реальности освобождает нас и внешне. Речь становится правдивой и честной. Уходит жажда положения в обществе, потому что мы более в этом положении не нуждаемся. Мы удаляемся от всего показного, экстравагантного не потому, что не можем это позволить, но из принципа. Наше имущество становится доступным для других. Мы испытываем то, о чем Ричард Бирд писал в своем дневнике после одиноких месяцев в Арктике:'' Я познал тот факт, что человек может жить глубокой жизнью, обходясь без массы вещей''.
Здесь же надо говорить, что наша современная культура жестко противостоит. Мы, наверное, живем в самый трудный момент, когда труднее всего быть простым, учитывая, что на нас идет бесовская и реальная информационная атака. Заметьте, как вы сейчас бомбордируйтесь рекламой. Раньше можно было просто заправить машину, а сейчас сначала включается экран с какой-то рекламой. То есть практически она везде. Я давно дома отключил кабельное телевидение, потому что невозможно ничего смотреть. Если я смотрю что-то на интернете или на ютубе – все равно реклама. На нее тратятся громадные деньги. Задача рекламы испокон веков была, что бы у вас создать нужду в том, чем вы не нуждаетесь. Их задача заставить вас, посеять в вас. Фактически это противостоит абсолютно тому, что Павел говорит в Фил. 4:12-13: '' Умею жить и в скудости, и в изобилии; научился всему и во всем; насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе''. А реклама пытается посеять в вас беспокойство и нужду, потребность в том, без чего вы спокойно живете, т.е. навязать семя беспокойства. Если вы не ездите на такой машине, то вы несчастный человек, ваша жизнь проходит в пустую. Если вы не живете в таком доме и т.д. Постоянно насаждается комплекс неполноценности. Иногда это идет подспудно и очень трудно фильтровать. Это серьезная атака. Фостер называет это психоз, т.е. тяга к изобилию окружать себя вещами. Наше общество им серьезно больно.
Дальше он обращается к писанию. В писании он касается Ветхого Завета, где люди иногда пытаются показать, что Библия не совсем конкретно говорит о вопросах бедности, богатства и экономики. Это интересная тема для исследования. Один из преподавателей, Грудем, у него есть отдельное исследование о библейской экономики, дает важную идею, что Земля и все, что на ней есть- принадлежит Богу. Человек не хозяин на земле, он является только управителем. Он может быть плохим, хорошим управителем. Всё, чем человек обладает на земле, принадлежит одному Богу. Эту мысль мне когда-то привили ребята американцы.
Когда мы с женой приехали на учебу в Чикаго, первыми нашими знакомыми были русскоговорящие немцы, выходцы из наших регионов, которые познакомили нас с американцем. Он дал нам машину для пользования и сказал, что эта машина Господня. Я думал, что церковь дала ему для пользования, и она ему особо не нужна. Потом выяснилось, что это действительно его машина. Вот так он относился ко всему. Потом они отдали нам фортепиано и сказал, что оно Господне. Он говорил: ''Все принадлежит ни мне, а Господу, я просто управляю этим''. Очень важная идея! Другие цитаты Пс.61:11 '' Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.'', Пр. 11:28 '' Надеющийся на богатство свое упадет'', Лук. 6:24 '' Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение'', Лук. 16:13 '' Не можете служить Богу и маммоне'', Мф. 6:19 '' Не собирайте себе сокровищ на земле…''
Не так давно я проповедовал на притчу о неразумном богаче. Она начинается словами: ''Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения'' (Лук.12:15). Любой взрослый человек понимает, что реально ничего не изменяется. Когда у нас не было возможности ничего заработать, мы думали, но вот я найду работу, заработаю и будет другая жизнь. Потом мы понимаем, кто соприкасался с реальными деньгами, что реально ничего не изменяется. Мы, как ребенок, радуемся игрушке какое-то время, а потом она становится привычной.
Одна из наших машин - это электрический ниссан лиф. Она очень хорошая, экономичная и дешевая в эксплуатации. В ней находится батарея, которая со временем теряет свою емкость. Гарантия этой батареи пять лет. Если батарея изнашивается т.е. ее емкость падает на определенные единицы в течении пяти лет, то по гарантии ее меняют бесплатно. А если в этот срок емкость батареи не упадет, тогда ее замена будет стоить вместе с работой около шести тысяч долларов. И у меня недостаточно упала емкость, хотя срок гарантии истекал. Я стал ускорять процесс изнашивания батареи, чтобы успеть по гарантии. Я делал абсолютно все, что было противопоказано: пустую разряженную батарею оставлял на морозе, убивал полностью зарядку. По моим подсчётам прошла гарантия. В марте она была введена в эксплуатацию, а в апреле ломается батарея. Т.е. только что закончилась гарантия. Но я все равно решил съездить к дилеру, и к моему счастью, оказывается я еще подпадал под гарантию. Мне бесплатно меняют батарею. Жена призналась, что она даже молилась, что бы батарея сломалась. И что вы думаете, как долго я радовался этому?
Жизнь действительно не зависит от того, меньше или больше у нас дом. Когда мы купили дом и прошел год, звонит нам риэлтор и говорит: ''В каком прекрасном доме вы живете!''. А я уже к этому времени привык к нему и особо не замечал всю красоту и прелесть этого места.
Христос другое говорит:'' Продавайте имения ваши, давайте милостыни, приготовляйте себе хранилища не ветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах и т.д.''. То есть вы понимаете масса текстов. Иисус действительно говорил об экономике, о деньгах больше, чем о многих других вещах. Посмотрите, как часто деньги фигурируют в притчах или просто в его словах, речах. Он подчеркивал духовную опасность в богатстве, и что это вопрос очень серьезный. Если Иисус уделял этому много внимания, значит это серьёзно. Дальше Апостолы говорят в 1Тим. 6:9 '' Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу''. Епископ не должен быть ''сребролюбив'' (1Тим.3:3). Дьякон не должен быть '' корыстолюбив''(1Тим.3:8) и т.д.
Кстати он делает различение между простотой и аскетизмом. В книге он пишет, что вроде эти вещи похожи, но есть решительное различие. Аскетизм – это отказ от любого обладания, а простота рассматривает должное отношение к имению. Простота – это когда человек радуется тому, что есть что-то из руки Божьей. Об этом и Павел пишет, что он может жить и в изобилии, и в скудости. Этому и греки учили. В Библии упоминаются последователи Эпикура. Эпикур не призывал к отказу или аскетизму, но он считал, что если хочешь быть философом, то ты должен научится жить на хлебе и воде, и радоваться при этом. Радоваться минимальному хлебу, воде. Если нет хлеба, то радуйся воде. Если ты умеешь это, тогда если у тебя будет богатство - это хорошо, не грех, не зло. Если ты научился жить по минимуму, тогда ты легко относишься к богатству и не боишься его потерять. Тебе не страшно. Сегодня есть, завтра нет. Я умею радоваться минимуму.
Дальше он дает десять практических советов для проявления простоты человека в жизни.
-
Покупайте вещи по принципу нужности для вас, а не ради престижа.
Иногда мы себе ничего бы не хотели, но вот третья Славянская церковь купила такую аппаратуру, что в первой Славянской звук будет хуже и на 50ват меньше.
Вопрос: А если дарят дорогую машину? Что делать? Радоваться?
Ответ: Да, радоваться, а может продать, и на три разделить. Это не грех принять и пользоваться. Вы не боитесь, если завтра машину кто-то поцарапает или сами поцарапаете, у вас не испортиться жизнь на многие дни вперед.
Пример: В 60-е году в Москве одному еврею, очень знатному, ученному и богатому, подарили 21ую волгу. Он поставил ее возле своего дома. Но утром он обнаруживает, что кто-то гвоздем поцарапал всю волгу вокруг. Он ужасно расстроился. Идет его друг и говорит: ''Что ты плачешь?''
- Да вот смотри, что делается…?
- Да брось, не плачь, у него только гвоздь, а у тебя же машина!
Вот так он успокоил его. Т.е. она все равно ездит, и как говорят славяне '' на скорость не сказывается''. Я считаю, что это то, что мы должны показать своим детям. Я взял давно этот принцип, может быть не сто процентов следую ему, но стараюсь – это не ругать детей за разбитые тарелки, стаканы. Никогда детям не показывать, что испорченный день или вечер.
Пример: У меня дочка приехала и плачет, что сзади на бампере краску стерла, т.е. в кого-то уперлась. А я ей так и сказал, что не буду ремонтировать, пока не изобьёте этот бампер до конца. Потом я его сделаю. Так она и ездит с облущенным бампером.
Идея такова, если вам практически удобен велосипед, покупайте велосипед, а не машину. Пересмотрите свои одежды, гардероб. Т.е. покупайте все только то, что нужно.
2.Научиться понимать, где есть психологическая зависимость от каких-то вещей. Это может быть и кофе, и что угодно.
Автор книги приводит пример с газетой. У одного человека была по утрам железная привычка читать газеты. И однажды он выходит утром на крыльцо и видит нет газеты. Он прям присел на это крыльцо. Посмотрел во двор соседа и начал соображать, как бы туда пробраться и выкрасть ее. И тут он понял, что речь идет об истиной его привязанности. Тогда он помчался домой и позвонил на почту, чтобы отменить свою подписку. Служащий, видимо заполняя заявление, вежливо спросил причину отмены на подписку газеты. Вдруг он выпалил прямо:'' Потому что я к ней привязан''. Служащий задал следующий вопрос:'' Хотите ли вы отменить всю подписку или же хотите сохранить воскресный выпуск?''. На это он ответил: ''Нет, я уезжаю''.
Даже такие простые вещи могут создавать зависимость, не говоря уже об интернете, о новостях. Санников советует всем не смотреть новости, потому что помимо того, что они забирают время, новости вызывают у нас еще эмоции, и мы растрачиваем себя эмоционально.
Мнение: Я раньше смотрел несколько информационных сайтов, а потом со временем понимал, что они воруют много времени. Много информации, которая дает осадок. И я начал удалять и оставил только короткие и уже отфильтрованные сайты. И буквально несколько основных событий посмотрел за день и все.
Мнение: Теоретически, когда пишется правильно статья, в названии заключена основная мысль этой статьи. Можно пробежаться просто по названиям и быть в курсе.
Мнение: Раньше в церквах запрещали смотреть телевизор, это было как закон. Но сейчас мы приходим к такому выводу, не на основе закона, а на основе здравого рассуждения, что нам дают там информацию, которая нам мешает. И нам полезнее для себя просто отказаться от этого.
3.Развивайте в себе привычку отдавать.
4.Откажитесь от услуг рекламы и так называемых полезных советов. Советы по экономии времени часто еще больше могут его забирать.
5.Научитесь радоваться тому, чем вы не владеете.
Обладание – это одержимость нашей культуры и т.д. Т.е. гуляйте по пляжу, не стремитесь обладать кусочками его, пользуйтесь общественными парками, городскими библиотеками не стремясь их иметь как собственность.
6.Развейте в себе более глубокое отношение к творению. Будьте ближе к земле. Ходите пешком, слушайте птиц и т.д.
Мнение: Явно эмоционально выгорел философ, хочется ему к амишам в пустыню, в келью. Не хочется ему ни сексуальные образования анализировать, ни новости смотреть.
Мнение: Последнее время я, то что он сейчас читает, к этому же пришел. Просто смысла в другом нет.
Мнение: Моисею хорошо было в пустыне: жена, овечки. А Господь говорит ему давай вперед опять, к фараону.
Ответ Сергея: Когда ты в пустыне, ты освободился от всего внутренне и возвращаешься обновленным и свободным. Ты уже не боишься пустыни. Сейчас же самое большое наказание — это забрать телефон. У меня бывают стычки с учениками, иногда чуть ли ни матом кроют, когда я забираю у них телефон.
Мнение: С другой стороны, если посмотреть, то технический прогресс, вроде бы хорош для нас, но на самом деле мы не знаем на сколько он полезен для нас. Если бы человек был под руководством Божиим, может быть у нас сейчас и простых телефонов не было, потому что это усложняет нашу жизнь, удаляет радость жизни. Живя в этом технологическом обществе, одно - ты устаешь от этого, а другое, даже живя в городе - это все, что человек делает руками. Когда ты выходишь на природу – это Божественное, и оно дает совсем другой отпечаток.
Мнение: Кто то из мудрых сказал о простоте так:'' Не корчите из себя ничего, простота есть отпечаток гения''.
7.Относится скептически к призывам: '' Купи сегодня, плати завтра!''. Влезание в долги и все остальное. Ларри Беркет давал такой принцип по финансам:'' Если финансовое решение отнимает у вас сон, то оно точно не от Бога''. Если какие - то риски и не знаешь, как отдавать потом, то лучше долг вообще избегать, но если берешь долг, ты четко должен знать, как будешь его отдавать''.
8.Повинуйтесь наставлениям Христа касательно простой и честной речи. Помните слова Христа в нагорной проповеди: '' Да будет слово ваше да, да; нет, нет''. Пусть отличительной чертой вашей речи будет честность.
9.Отбросьте все, что может служить к подавлению других. Имеется ввиду здесь возвышение над другими.
10.Избегайте всего, что может отвлечь вас от вашей главной цели:'' Ищите прежде Царствие Божие''.
Одна из основных опасностей служителя очень легко потерять фокус.
Я хотел бы здесь добавить, что эти принципы можно перенести и на церковный уровень. В свое время эти принципы воплощались. Жан Кальвин в Женеве воплощал эти идеи. Реформаторы учили, если у вас появляется прибыль, то не надо кичится своим статусом и уровнем жизни. И тогда эти деньги реинвестировались. Это было большим толчком к росту экономики и всего остального. Деньги не были бездейственны, они не находились под матрацам. Их часто обращали не в дорогие вещи, а дальше они шли. Кто-то говорил, что когда Джон Нокс приехал в Женеву, там происходили разные реформы: мораль пытался реформировать, карточные игры запрещал и т.д. Он сказал, что Женева – это рай на земле. Посмотрел, как люди живут, походил по городу. Вот такое у него было впечатление. Понятно у Кальвина были свои отрицательны стороны. Но тем не менее, он внес положительные изменения в город. Одно из них - это был принцип не поднимать свой статус, т.е. не кичится состоянием.
Тоже самое в отношении церквей, очень важно, как церковь использует деньги, на что тратят, какие приоритеты. Иногда важно пересматривать церковные приоритеты, потому что есть элементы соревнований между церквями, престиже.
Мнение Ивана: Я лично уверен в том, что многие благодарны тебе за ресурс. Мои внутренние ощущения, я однозначно просканировал, немного просмотрю и буду использовать в радиопередачах, публикациях т.е. это хороший ресурс. Книги человека размышляющего, причем очень интересны. Естественно, что я уже заметил, призма моего сознания, что любой автор, человеческий фактор, где-то он пытается одну истину защитить. Конечно же есть какие-то перегибы, явно где-то возможно нюансы, которые не всякому человеку будут приемлемы. В целом очень интересно. Я думаю, что мы просмотрим это, поделимся, и на разных уровнях можем доносить через проповеди. Я вот думал, как можно все полезное нужное, оно звучит в другой формулировки, может быть, но тем не менее, как это доносить до максимального количества нашего народа.
Поскольку здесь идет критика идеи американской мечты. Я даже сам, признаюсь, частично это вытравливаю из себя. Американская мечта, т.е. материализм, прагматизм, процветание, учение о процветании, об исцелении, здесь оно все разрушается, все сводится к какому-то естеству. Я думаю, что автор понимает сложность микро и макро мира, в том числе духовного. Это не отрицается. Мир очень сложен. Мы понимаем, что книга Иова именно об этом говорит, что ты не можешь этого понять, это не просто, это сложно. Но с другой стороны я вижу, может быть за какими-то местами противоречивости, я чувствую искроенное желание возвратить нас к учению Христа: ''Серебра и золота нет, нет проектора, но есть сила, есть благодать Божия. Люди простые, не книжные''. Мы сейчас делаем акцент теолог, богослов, а с нас гордость, гордость, гордость, и благодати нет и не работает. Т.е. или епископ, или архиепископ мы можем перенести все эти вещи в служение, в церковь. Мы настолько усложнили эту систему служительского, что люди простые, не книжные путаются. Им надо изучить все эти вещи, ритуалы. Савонарола писал, что обряды умножаются, а не имеют силы. Нет врачевства истинного.
Я полагаю, что такие книги — это результат разочарования, и в мега церквах и в сложных организациях, которые потеряли естественную привлекательность для души – спасительную суть. Душа не насыщается. Очень много всего, все круто, наворочено, но с другой стороны человек уходит внутренне пустой. Второе - критика различных маний. Это и кофе мания, и наркомания, и телевизор может стать манией, и новости. Я думаю, что здесь тоже попытка показать, если ты зависим, то отсеки от себя. Глаз тебя соблазняет - вырывай. Это евангельская истина, попытка очистить нас от этих всех маний, смертных грехов. Критика технологизма однозначно, духовный нарциссизм или даже эпидемия нарциссизма: у кого лучше церковь, шоу – это тоже проблема серьезная. Люди устали смотреть шоу программы. Просто сядьте за чашкой воды и поговорите откровенно т.е. все как-то наигранно. Я думаю, что он это прочувствовал и устал от этого, как человек мыслящий.
Наброски у меня такие. вот допустим Софония: ''Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне''(Соф. 3:12) Я так для себя написал, что дисциплина простоты – это смирение, это понимание естественных, поиск каких-то естественных механизмов, которые работают. Дисциплина сложности в понимании автора – это гордость, которая приводит к постоянной жажде, жажде, показное что-то. Это то, что у меня рождалось. Информационная передозировка – это то, что ты отметил. Множество церемоний.
Я помню детской памятью, служение у нас. Улица Куницы 4, дворик, ржавая какая-то дверь, и говорили моему отцу не Иван Фомич, как впоследствии, а брат Ваня. Вот наш пресвитер брат Ваня. Он не обижался, нормально было брат Ваня. Сейчас брат Юра сказать, как-то…
Я смотрю, что параллели у всех у нас. Мы об этом говорим, и я думаю, что все это чувствуем. Допустим интересная мысль у Нектария Оптинского:'' Бог творит только из ничего''. Когда человек не смиряется, когда он не растоптанным есть, что рассказать, поделится, не прошёл через скорбь, а в комфорте. Даже дети, возьмите эту область - комфорт, боли не испытывают, страдания не испытывают, ни голода, ни жажды - растут люди не способные для духовной брани. Без смирения нет ничего в человеке, как только одна тьма. Вспомнил Маргариту Коломийцеву:'' Утонут теории в Боге, Теолог, сраженный замрет. И Кальвину в тихом восторге, Арминию руку пожмет''. Опять же, мы усложнили богословские вещи, настолько все в рамках. Создали харизматические движения, пошли вывихи сознания. Был я на телевизионном конале - импакт, и друг Ледяева с ума сходил. Что творилось?! - это все в пику баптистам, классическим пятидесятникам, т.е. мы в разнос.
Мне это очень близко, интересно. Я однозначно буду просматривать. Я просто думаю о том, чтобы оно не только у меня, у нас, а как это развивать коллегии, каким образом доносить все эти полезные вещи. Отсеивать какие-то эмоциональные моменты. Ну очень интересно.
Вопрос Славик: Мы подняли большую тему, и в этой большой теме есть несколько направлений, которые мы не смогли сразу и не сможем в один момент объяснить, освятить. Первое – это простота (simplicity) и двойственность (duplicity). Скорре созвучно как двуличное и естественное представление, то есть быть самим собой? Вот этот вопрос. Двуличность – это сложность жизни, когда человек двуличит или это простота? То есть это первая под тема. Второе – простота или бедность, другими словами – живи проще. И третье – относись ко всему без пафоса, наигронного гонора... не поднимай своего статуса в окружении. Но вот вопрос, который у меня созрел, может вы сразу и ответите. Человека беспокоит финансовый вопрос, и он не может спать, то от этого надо освобождаться. А если человек обуреваем идеями как заработать, он весьма находчив – это простота жизни? Как в таком случай, когда у человека много идей, он очень много зарабатывает и в тоже время ему оно легко дается, но он не может жить спокойно? Нужно ли от э того освобождаться?
Вопрос: Если взять терминологию, термин сам простота или простой. Будем отталкиваться от термина. Здесь философское обозначение или смысл простоты именно в минимализме. Речь идет о том, чтобы не стремится к расширению, а наоборот к упрощению жизни. Но словарное слово от которого мы отталкиваемся, что оно значит само? Допустим те же словари простоту уравнивают с глупостью, с отсутствием ума. Если о святой простоте, то человек наивный. Если говорить о конкретном месте, которое вы приводили, о том, что люди были простые, не книжные, там стоит греческое слово (идиотос). Именно речь шла об апостолах. Слово не в смысле какой-то сверх мудрости, наоборот, может здесь будет уместно сказать:'' Люди неразумны Христа ради''? Вот так именно поступать, потому что весь остальной мир поступает именно против простоты и считают себя умными. Значит ли это, что надо искать не умности?
Ответ: Простота по существу является самым лучшим. То есть когда Бог сотворил человека, люди такими и были, а потом из-из греха люди сами создали себе проблемы, которые потом сами и решают. Мы сейчас должны просто вернутся к тому, что хорошо. Сначала понять, что хорошо, что плохо, и вернуться.
Ответ: Простота - это многозначное слово. С одной стороны, простота есть как некультурность. Например, рукавом пиджака вытер губы после борща, т.е. носит отрицательное значение. С другой стороны, будьте просты, как голуби. Что это, объясните?
Ответ: Это слова Христа: ''будьте просты, как голуби''. Христос видел голубей, как и все мы. В чем же их простота? Голуби делают гнездо из нескольких палочек, что совершенно наоборот у ласточек, и потом из яиц вылупляются очень красивые голуби. Т.е. они не мостят особое гнездо, как ласточка. Так и нам надо жить по проще. Не в палатке, понятно. Но не думать, когда есть один этаж, потом – второй, когда есть достаток. Этого нужно избегать и жить в простоте, и быть довольным.
Вопрос: Почему вопросы потребительства или концепция обладания вышла сегодня на передний план? Я чувствовал, когда проповедовал с кафедры, что был какой-то барьер, люди меня не понимали в чем-то. Мы сегодня заряжены на потребительство, на обладание вещей. Когда мы говорим о простоте, о свободе, о свободе вещизма, то люди смеются. Они смотрят на тебя и говорят, что ты просто какой-то карлик, и не понимаешь многих вещей. Мы живем в такой стране, что тут зарабатывай и пользуйся всем. И людей это захлестнуло. Я тогда задал себе вопрос:'' Где мы потеряли? Когда мы клюнули на эту наживку?'' Если вспоминать прошлые годы, то насколько была простота в отношениях?! Люди, когда работали плотниками, не гордились, но были довольны, тем, что они имеют. Сегодня высшее образование – это как панацея, и друг перед другом. Медицина, и многие другие вещи, если человек работает в госпитале, то он уже пуп земли. Я, когда приехал сюда 10 лет назад, увидел одну вещь. Человек, который ничего из себя не представляет, но владеет английским языком, выставляет себя очень важным. Он английским владеет, а ты приехал с ужасным акцентом. Делали имя на английском - это было смешно и позорно. Мы не говорим сейчас о домах, машинах. Мы говорим об элементарных вещах. Где мы баптисты, пятидесятники, евангелисты потеряли ту простоту, о которой было сегодня сказано, когда люди были простые, не книжные, и когда они были доступны в отношениях, не гнались за званиями? Гедонизм настолько нас захлестнул. Я чувствствовал, это когда проповедовал о каких-то вещах, затрагивал вопрос о машине, домах, люди дают понять: ''О чем ты говоришь, что ты хочешь нам сказать? Пользуйся! Зачем? Что? Это не влияет на мою духовность, наоборот!'' С другой стороны, нас захлестнуло все это. Мы человека сегодня ценим не по разуму, а что он имеет. Не имеешь большого дома – ты никто. На какой машине ездишь? Может быть я где-то утрирую, но это есть. Это субкультура или наше духовное состояние?
Ответ: Когда приезжал наш ректор с Москвы, Мицкевич, он заметил одну вещь, и сказал, что в последнее время за кафедрой много говорят философии и т.д., но раньше, даже было написано на кафедре: ''Мы проповедуем Христа, распятого''. Сейчас это ушло. Буквально через месяц, через два, Санников вел передачу про реформацию и сказал эти же самые слова. Если посмотреть на христианский путь, то что раньше было, т.е. что было? Господи, я признаю, что я грешен. Я признаю, что не могу себя исправить. Я нуждаюсь в Тебе. А тем более в труде Божием я вообще ничего не знаю. Ты меня веди, только Ты знаешь. Т.е. как сделать так, чтобы на кого-то повлиять и т.д. А современное христианство пошло по-другому:'' Я могу, я знаю, я делаю''. И вот эта какая-то уверенность в себе. Оно просто чувствуется.
Где –то последние две, три недели я слушаю Кишинёвское христианское радио, их песни, проповеди и т.д. Я хочу сказать, что очень сильно отличается, то что здесь. Люди там идут ко Христу, они не просто идут ко Христу, люди нуждаются во Христе, кто бы он ни был, и ищут, чтобы Господь их изменял, и чтобы они угождали Ему. Разница колоссальная, как будто два разных мира. И я думаю, что где-то в этом и таится грань, от которой мы отошли, от того чего нужно - отношения к самому Христу.
Работа Духа Святого заключается, в том, чтобы открывать нам Христа. Мы не можем Его познать, а Дух Святой нам Его открывает и помогает нам преображаться в Него. Т.е. это основная суть христианства - преображение нас во Христа.
Ответ Павел: Я хотел бы посмотреть на это с другого ракурса. Я так же, как и вы, отношусь к тому, что человек достоин больше уважения, человек не на столько достоин, человек достиг большего, кто-то меньшего достиг. Я ловлю себя на том, что все то, что мы имеем: способность, талант, власть, деньги, в конечном счете - это дал нам Бог. Это Бог использует для того, чтобы бы научить нас или испытать, или богатством, или талантом, или властью, или еще чем-то. И я смотрю на какую-то старушку, которая уже идет согбенная. Но что она эта бабушка по отношению ко мне? И ловлю себя на том, что за нее умер Иисус Христос. И мне Бог может быть дал больше, чем ей, и больше спросит. Когда придем в вечность, может быть она будет намного больше, чем я, сейчас на земле.
Ответ: Моя позиция такая, если человек имеет возможность, он может себе приобрести хороший дом, автомобиль, но самое главное, чтобы это не был ''выпендреж''. Если ты ни кичишься этим, а просто принимаешь, как дар Божий. Если Бог дал тебе богатство, пользуйся им, но не гордись этим. Он тебе дал это в управление. Но человек иногда даже ничего не имея, кичится и превозносится какими-то вещами. Вот этого не должно быть. Хороший человек хорошую зарплату получает, может себе что-то позволить, но это не должно тобою обладать. И это не должно тебя превозносить перед другими людьми. Это все вещизм. Оно куда-то уйдет, пройдет. Вспоминая Павла, будем довольны тем, что мы имеем. Мы ничего не принесли в этот мир и уйдем ни с чем, и это нужно понимать – вот это главное. Если есть возможность пожертвовать – пожертвуй.
Ответ: Это особенно среди служителей, духовный нарциссизм, гордость. Т.е. достиг человек чего-то или выучился, или бакалавр, или магистр, или доктор в духовной сфере, или служитель, дьякон, то же нужно исцелится от этого. Но это Господь может провести через различные обстоятельства, исцелить. Больно будет. Оно мешает Богу действовать среди нас. Мы становимся барьером, не до конца искренни, мы уже говорим то, что люди хотят слышать и сложно эту проповедь сказать так, потому что ты станешь объектом критики. Скажут: '' У тебя нет дома, поэтому ты так и говоришь. Или завидуешь еще''.
Вот эти страсти идут в духовной сфере. С ними очень сложно бороться.
Ответ: Мне знаете, что еще нравиться, Христос – это Бог, и Он знает, что правильно. И если Он говорит лилии, птицы… Последнее время, последний год у меня крутиться все в этой сфере. Я вот еду и смотрю орел летает, он просто наслаждается. Бог дал ему одну мушку съесть и все – он свободен, летает, наслаждается. Но мы для Бога важнее, чем лилии и птицы. Он что-то в нашей жизни приготовил. Бог хочет нас освободить от этого. Он знает, что это тягость, это нас отягощает. Оно нас не освобождает. Он нас влекет к свободе, освободить твою душу. А мир нам навязывает такие идеи: '' Вот это правильно, это правильно, и это правильно''. И всё-таки если мы не сделаем радикальный, серьезный шаг в нашей жизни:'' Господи, Ты направляй мою жизнь, как Ты хочешь. Если Ты меня хочешь полностью освободить. Я хочу все только из Твоей руки. Я хочу так жить''. У меня есть примеры в жизни моего тестя, как Бог с ним работал. Вот это все на память приходит в нужные моменты, и я думаю, что это высшее благо. Это высшее благо, когда Бог наоборот освобождает от всего. Я думаю, что даже многие трудности, которые наши братья несли в Советском Союзе, для них это было благо, потому что их душа освобождалась. Они не были зависимыми, они не были рабами этого всего.
Ответ Дима: Все мысли наталкивают нас на Второзаконие 6:12. Когда тебе будет хорошо, самое главное, чтобы ты не забыл Господа. Если говорить на все Сакраменто или на более широкий круг, вот эти проблемы возвращают нас к тому же тексту, что люди получая все, забывают о Господе. Даже вот это возвышение, гордость, проверяя себя каждый из нас, оно ведет нас к тому же тексту. И эта книга ''Прославление дисциплины'' возвращает нас, к тому что ожидает от нас Христос.
К первому пункту: А. Отсутствие двуличия, быть самим собой.
Мы унаследовали этот вирус от наших прародителей - это даже "двойное" лицемерие, поскольку жизнь человека состоит из трех компонентов - это то, что мы думаем, то, что мы говорим и то, что мы делаем. А по природе нам свойственно думать одно, говорить другое, а делать третье. Это получается “личность в кубе”.
Апостол Павел описывает это состояние в Послании к Ефесянам в 4-й главе 18 стихе так: “Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией…” и используя метафору одежды, он говорит “Отложить прежний образ жизни ветхого человека…” 22ст. (в оригинале-раздеть ветхого человека) “и облечься в нового человека, созданного по Богу…”24ст. И тогда - говорит апостол - “А обновиться духом ума вашего” 23ст. Это то, что мы думаем “О горнем помышляйте, а не о земном” Кол. 3.2. Далее он говорит о том, как мы должны говорить: “Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу” Еф.4.25. “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.” 29ст. И третье то, что нам должно делать: “Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.” Еф.4.28.
Только Бог может родить нас свыше, от Духа Своего чтобы создать Себе новое общество во Христе, которое есть Его Церковь на земле. Это будет общество не с двумя или тремя стандартами, а общество в которой мысли, слова и дела будут в гармонии. Старания и усердия наши имеют место, но только вместе со Христом возможны обновления.
Слава Господу! Василий Сандуляк 09. 11. 2018
Духовные дисциплины как практика жизни.
Дискусси на встрече коллегии 14 сентября 2018
Ведущий: Андрей Романов
Я думаю для вас это знакомая тема. Должен сказать, что я не назвал бы себя специалистом по духовным дисциплинам, но поскольку мы возрастаем во Христе, это неотъемлемая часть все-таки христианской жизни, христианского роста. Самая близкая тема к моему сердцу- это духовное формирование или духовный я бы назвал - рост, потому что духовное формирование в разных кругах имеет разные ассоциации. В разных группах, контекстах оно по-разному преподается, преподноситься. Я даже назвал бы это как духовный рост или духовное преображение, но и формирование тоже уместно, потому что мы все преображаемся или же формируемся в образ Христа. Помните: ''От славы в славу'', '' Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего'', и к Римлянам написано:'' Кого Он предузнал, тех и предопределил, что бы были подобны образу Его''. Павел о своем служении говорит, что он тоже в муках, с целью, чтобы доколе не изобразился бы Христос в вас.
Одна из главных Божьих целей для нашей жизни – это чтобы нас не просто спасти от ада, от наказания за грех, так чтобы мы еле- еле оказались на пороге неба, но чтобы мы в нашей жизни становились более и более похожими на Христа, уподоблялись Ему. И это тот процесс, который в жизни не происходит автоматически, как бы путем самотека. Хотя с одной стороны, Бог заинтересован в том, чтобы Его дети росли, и Он воспитует. И когда в жизни христиане ленятся, Он как любящий Отец разными обстоятельствами работает в жизни своих детей, что бы тем не менее пытаться как-то их воспитывать и растить. И поэтому написано:'' Каждого сына, которого Он любит – наказывает''. В английском есть слово punishment, которое переводится как наказать за что-то, purity возмездное наказание. Но есть такая форма наказания, как discipline, переводится, как воспитует, дисциплинирует. Что бы этот процесс был эффективным, наше возрастание во Христе, наше преображение во Христа, оно не происходит автоматически.
Есть то, что к чему мы призваны в этом процессе. Есть то, что Бог делает, и только Бог может делать – это Божья часть. И без Божьей части, как бы мы не старались, оно не будет эффективным. Но есть наша сторона. Можно сказать, наша сторона медали жизни, нашего хождения с Богом в чем мы призваны, тоже прилагать усилия, упражнения. Упражнять себя в вере, в благочестии. Так что есть то, к чему мы призваны. Когда мы верны в этом, тогда можно сказать наше сотрудничество с Богом эффективно. И поэтому некоторые христиане растут эффективно. Я лично не верю в то, что называется мгновенное совершенство.
Где-то в начале своей христианской жизни мне казалось, и у меня было ожидание, что когда я покаюсь, после этого не буду грешить и согрешать. Я понимал покоятся – это значит выйти перед церковью, помолится молитвой покаяния. И у меня было какое-то ожидание, что после этого я не буду грешить и согрешать. Но когда у меня не все получалось, я начал сомневаться вообще христианин ли я или нет? Может я не правильно покаялся или еще что-то? Были такие понятия и ожидания, что должен сразу на христианском уровне начать жить, но не всегда так получалось, как я ожидал. И это бывает у некоторых из молодежи, они расстраиваются. Даже из-за этого говорят зачем мне вообще стараться, всё равно не получается. Где-то у них неправильно заложено понятие что такое христианская жизнь.
Христианская жизнь – это процесс. По английский это называется progressive sanctification постепенное освящение. Поэтому в одном смысле мы уже освящены. Мы отделены для Бога, принадлежим Ему, купленные. Но есть практическое освящение, это тот процесс, где написано:'' Воля Божия есть освящение ваше'' 1Фес.4;3. И вот в этом процессе нашего освящения, возрастания, чтобы Бог в нас больше работал, чтобы быть больше похожими на Христа, очень важная роль во всем этом, это то, что называют духовные дисциплины. Это то, что касается нашей стороны медали, нашей части, в чем мы призваны, чтобы практиковать, упражняться, что делает наш рост и жизнь вместе с Богом, чтобы она была подготовлена для всякого доброго дела. Есть определенные необходимые духовные дисциплины, чтобы мы были в этой духовной форме и возрастали духовно.
Мое духовное образование больше происходило на английском языке, поэтому чтение и занятия на английском мне ближе, чем на русском. Я духовно вырос больше на английском и поэтому знаком больше с литературой на английском языке, но что-то было переведено и на русский.
Одна из таких книг ''Духовные дисциплины для христианской жизни'' Дональд Уитни. В разных книгах на духовные дисциплины есть какие-то основные принципы. Есть где-то основные духовные дисциплины, но они бывают по-разному немного организованы. Кто-то может быть еще добавляет что-то, как дисциплину. Я думаю, что основные дисциплины общие и их разные авторы касаются. Вот, например, в этой книжечке перечисление духовных дисциплин: питание Словом Божиим, молитва, поклонение, евангелизм, служение, управление финансами, пост, молчание и уединение, личные записи в дневнике духовных истин, размышлений или даже молитв, другими словами духовный дневник, и последнее - учеба. Потом говорится о важности долготерпения, пребывания, стойкости в этих дисциплинах. Эта одна книга на эту тему.
Есть еще книга Вильям Воткнис '' Свежий взгляд на духовные дисциплины, преобразующие привычки возрастающего христианина''. Здесь подобные дисциплины: простота, подчинение, повиновение, молитва, размышление, дневник личных размышлений, уединение, тишина, исповедание, прощение, служение и жертвенность, евангелизм и апологетика. Если мы заметим, то это те вещи, в которых мы прилагаем определенные усилия, упражняясь в этом. Прилагая усилие, оно способствует тому, чтобы мы и духовно возрастали, чтобы мы духовно укреплялись, и были эффективны в нашей жизни, и плодотворны, и больше и больше уподоблялись Христу, и приносили плод в нашей жизни.
Я думаю знакома книга для всех вас, это может быть одна из классик, на тему духовных дисциплин Ричард Фостер ''Празднование дисциплины''. Путь для духовного роста. Сразу мы видим здесь роль духовных дисциплин – это путь к духовному возрастанию. Он организовывает ее, если посмотреть по оглавлению, первое введение, но потом он делит ее на три части: внутренние дисциплины, это те, которые направлены на укрепление внутреннего человека, нашей внутренней жизни, питание нашей духовной жизни. А потом есть внешние дисциплины, которые больше направлены на внешние выражения, действия: простота, уединение, повиновение другим, подчинение, служение другим. Внутренние дисциплины, например, размышление о Слове Божием, молитва, пост, изучение Слова Божия. Внешние дисциплины – это простота, уединение, подчинение, служение. И потом есть общие дисциплины. Это те дисциплины, которые происходят в жизни вместе с другими, как члены тела Христова. Это тоже важно очень в нашей жизни. Мы не одиночки. Т.е. есть то, что очень важно, чтобы происходило на индивидуальном уровне нашей жизни, что не может заменить церковь и собрание, служение и т.д. Важно то, что мы не одиночки, мы часть тела Христова. Есть то, что важно на общем уровне с другими верующими. И здесь он говорит о исповедании, об поклонении, совет других людей и празднование.
Книга, которая больше всего повлияла на меня, еще много-много лет тому назад, когда я впервые познакомился с темой духовных дисциплин - это автор Даллас Виллард '' Дух дисциплин. Понимание того, как Бог изменяет жизнь''. Он говорит много о нас, что мы являемся личностью, но которая воплощена в тело. Управление нашим телом, очень важная часть духовных дисциплин. Духовные дисциплины не возможны без того, чтобы в этом участвовало наше тело. Помните Павел говорит:'' Я плотян'' Рим.7:14. Т.е. не плотской. Есть, когда говорится, вы не духовные, а плотские. Плотской – это человек, который больше на поводу плоти. Он поступает больше руководствуясь желаниями плоти. Духовный человек, который научился поступать по Духу. Т.е. быть водимым Духом Святым, и следовать за водительством Духа своей жизни. А человек, который больше руководствуется желаниями, страстями, привычками плоти – это плотской человек. Но когда он говорит ''плотян'', и потому я продан греху, это имеется в виду, что я нахожусь во плоти, моя личность, мой дух, мой внутренний человек. Она (личность) находится в теле. Я не могу встать утром и сказать: ''Ну плоть ты оставайся, спи, если хочешь, а я пошел на работу, я пошел служить людям, я пошел молиться, или еще что-то''. Я замкнут, как бы, вот в это тело. Бог так нас сотворил, что наш дух или наша личность она внутри тела. И поэтому, как вы слышали в других местах, что болячки тела отображаются и на наш дух, и болезни духа на наше тело. Мы вот эти существа, которые состоим из духа, души и тела – это мы. Помните, что в отношении Адама сказано, что сотворим человека из праха земного. Бог сотворил человека, вдохнул в него дыхание жизни, в тело поместил дух, и человек стал душою живою. Вот мы вот эта душа живая. Наша личность, наш дух, который живет, находится в этом теле. И наше взаимодействие в этом мире и соприкосновение, выражение нашей личности, оно возможно только через наше тело. Как только наше тело умирает, наш дух уходит и не может больше действовать, и взаимодействовать с этим миром. Тоже самое, если дух оставляет наше тело, тело потом умирает.
Поскольку мы воплощенные, во плоти, то для нас домоуправления нашего использования тела, членами нашего тела, в духовных дисциплинах очень важно, оно неотъемлемо. Самая большая борьба с дисциплинами – это тело. Наше тело, где-то надо заставлять делать то, что способствует тому, чтобы наш дух взаимодействовал с Богом, с жизнью Бога в нашей жизни. Поэтому даже в изучение Библии, мы питаем внутреннего человека, я должен тело свое поднять, сесть, открыть, читать, а мне хочется спать. Помните, в Гефсимании, Христос призывал учеников пойти и помолиться, призывал бодрствовать, что бы потом не впасть в искушение. Духовная дисциплина, чтобы бодрствовать и молиться. Это то, что нужно было. Между духом и плотью есть борьба. Дух желает, но плоть немощна. Ученики заснули. Если бы они бодрствовали и молились? Видимо это та подготовка, которая нужна была, чтобы ее выполнить, чтобы, потом, когда будет искушение, они могли бы устоять, но поскольку они не проявили эту духовную дисциплину, то, когда пришел момент искушения, бой, они не были готовы. В английском берется это слово дисциплина 1 Тим. 4:7 ''Негодных же и бабьих басней отвращайся'', есть те вещи от которых надо удаляться – это то же дисциплина своего рода, '' а упражняй себя в благочестии''. Упражняй, по английский оно так и звучит:'' discipline yourself in Godliness''.
Духовные дисциплины в какой-то степени можно назвать - это упражнения. Это то, что мы делаем. Естественно участвует наша воля, разум, когда изучаем Слово Божие, общаемся с Богом, наш внутренний мир, но с другой стороны наше тело в этом так же задействовано. Поэтому упражняй себя в благочестии, ''Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно''. Но когда мы смотрим в физическом мире, например, мир спорта, то мы видим, здесь аналогия, что и Павел говорит, не знаете, что на ристалище бегут многие, т.е. бегущие, но один получает награду. Бегите так, чтобы получить. Потом он говорит, что вот эти, которые подвизаются, они от многого воздерживаются. Спортсмены тренируются, воздерживаются. Есть дисциплины и воздержания, и есть дисциплины участия. Если подумать о спортсмене, есть те вещи, от которых человек воздерживается. Но только воздерживаться от чего-то, оно тоже не приведет к результату.
Есть духовные дисциплины, которые больше связаны с воздержанием. Но если только воздержание, то тогда это не цель сама в себе. Есть дисциплины участия. По английский это слово engagement. То, во что мы вовлекаемся. Engage – зацепка. Поэтому есть что-то в дисциплине, зацепление или участие, или действия, которые так же важны. И спортсмены тоже в этом участвуют. Есть то, что они делают и это дает им развиваться. И потом, бывают такие ситуации, когда они выходит на поле игры, они в игре могут делать то, что не смогли бы делать, если бы они просто вышли. Вот такая вот иллюстрация. Принцип, который автор подчеркивает.
Духовные дисциплины – они способствуют нашему духовному росту. Духовные дисциплины готовят нас так, чтобы в момент искушения, или мы попадаем в какие-то ситуации, если у нас нет этого духовного упражнения, подготовки, то, когда мы встречаемся с ситуацией, мы не способны с ней справиться на прямую без подготовки. Это производит в нас духовную форму. Как иллюстрация: если вывести меня на поле играть в футбол. В детстве я немного играл в футбол. Если я не подготовленный, я не смогу играть на поле. Я могу выйти и стараться играть, но без упражнений и подготовки, я не смогу быть эффективным игроком. И духовно то же самое.
Есть те вещи, с которыми мы не справимся духовно, а когда мы попадаем то ли в какие-то искушения, ситуации, может быть даже в ситуации, где возможности служить Богу, мы не сможем это делать, если у нас в нашей жизни нет правильной духовной подготовки, которая происходит по средствам этих духовных дисциплин в нашей жизни, которые нас потом готовят.
И в этой книге '' Дух дисциплин'' автор касается этих принципов. Особенно акцентирует на том, что мы личность, которая в теле. И в духовных дисциплинах он немного говорит о психологии, о нашем теле. Хорошая книга. Когда я ее первый раз читал, мне было лет 20, я помню, что чуть- чуть мой разум кипел, потому что где-то мне было сложно, напряженно понимать некоторые вещи, но она одна из книг, которая повлияла на мою жизнь. Он подчеркивает такой принцип и говорит: ''тайна легкого ига'' – это не наше иго, это иго Христа. А другое, что в этом иго (ярмо) мы не одни. В этой паре с нами Христос. Бывает мы берем то иго, к которому Бог нас не призывает, чтобы мы брали.
И еще мне запомнилась одна фраза: помните, в нагорной проповеди Христос говорил, если ударят тебя по одной щеке, то поверни другую.
Обсуждая это или говоря об этом, даже в кругах христианства, есть такие взгляды или интерпретация этого, где люди по-разному пытаются это объяснить, почему это может быть на самом деле не значить то, что оно значит. Некоторые говорят, что это касается периода ветхого завета или до нового завета, это может не для нас написано, может образно как-то написано. Т.е. разными путями люди пытаются оправдать, что это не значит то, что оно значит. Для нас оно не имеет ввиду. Это потому что, если по-человечески взять, мы люди в нашей человеческой природе, мы не в состоянии это сделать, и нам это не естественно. Если ударили меня по правой щеке и повернуть ему левую – это не естественно. И некоторые люди пытаются больше оправдаться почему они не могут или на самом деле Христос не призывает к этому. Но он говорит, когда мы в нашей жизни возрастаем во Христе, наша жизнь меняется путем духовных дисциплин и процесса, и Бог преображает нашу жизнь. Приходит такое время, или изменение в нашей жизни, что, он говорит: ''Было время в нашей жизни, было, когда нас ударит кто-то по одной щеке, и мы не можем повернуть другую щеку. Но когда мы преображаемся, Бог нас меняет через процессы, духовные дисциплины. Духом своим работая в нашей жизни. И когда нас ударит кто-то по одной щеке, и мы не сможем, чтобы не повернуть другую''. Это уже внутреннее изменение в нашей жизни. Когда уже в нас изображается сам характер Христа. И то что было нам совсем не естественно, и мы не могли этого сделать, но возрастая во Христе, упражняясь, можно сказать в благочестии, наша жизнь меняется, и потом, то, что мы не могли раньше сделать, мы не можем, чтобы этого не делать. Наша жизнь реально меняется.
Так что хорошая книга. Наверное, на русском языке ее нет, но есть этот автор, Даллас Виллард. Кстати он был глава отдела философии в одном из светских университетов University of San Diego, California, тем не менее один из глубочайших мыслителей христианской веры. Он недавно, по-моему, в возрасте 77 лет отошел в вечность. У него есть еще книга'' Божий замысел''. Она раскрывает о нашей жизни сокрытой в Боге. Здесь очень хорошее изложение нагорной проповеди, включая блаженство. И потом хорошая книга, так же написана Далласом Виллард, ''Обновление сердца, облечение в характер Христа''.
Хочу для всех задать такой вопрос: '' Какова роль духовных дисциплин, какое место в христианской жизни занимает духовная дисциплина?''.
Ответ Иван: Уподобление Богу, уподобление Христу, когда мы говорим о духовности, приземленности - это главная, ключевая цель. Для меня степень духовности определяется уровнем разной степени. Все что бы мы не делали, как Павел пишет, не я живу, а во мне живет Христос, уподобиться, перейти от славы в славу, от веры в веру. Не в смысле от конфессии к конфессии, а приближение к Господу. В конце концов Бог может действовать через нас на этот мир - спасительная роль. Я это свожу к главному. Я помню один священник, Павел Флоринский, его в 1937году расстреляли, он детям писал письма из Соловков. Т.е. он за веру был сослан на Соловки в концлагерь коммунистами, и там его и расстреляли. Он писал письма и в этих письмах такая фраза была, завещание моим детям:'' Самое главное помните Господа - это главное, остальное второстепенное''. Для меня как бы фокус на сегодня, так я и духовность определяю, духовного человека. Чем ближе к Богу, для этого дисциплина, для этого все средства, все ресурсы - тем больше мы уподобляемся в образ Божий. Вся тварь в совокупности стенает мучается и доныне. Плоть всё равно нас сопровождает, искушения, но приближение к Господу, оно кокрас с помощью вот этих всех концепций. Человек пытается осмыслить, как сделать церковь и христианина духовным и эффективным в этом мире. Я для себя только так вижу. Главное ближе, ближе прорваться туда к Нему в духовном мире через пелену, тусклое стекло и остальное уже будет второстепенным, цели другие. Тогда уже будет более эффективное служение, самодисциплина, семья будет и гармония, но основное, если этот фокус исключить для меня, то оно будет не главным. Это так я размышляю вслух.
Ведущий ответ: Если я услышал тебя правильно, главная цель, что бы те вещи, которые способствуют, помогают мне, чтобы где-то прорваться ближе к Богу.
Ответ Иван: Уподобиться Ему. Т.е. даже вот на этом интересном форуме, очень интересном, на котором я был, харизматические лидеры собирались. Ставился вопрос, что такое духовность? Что такое духовная церковь, духовный человек? Дары- это сверхъестественные проявления или плоды? Есть душевные люди, есть душевный уровень. Творческие люди, искусство, совесть. И радость у них может быть и милосердие. А вот все-таки для меня, когда я все слушал и анализировал - близость с Господом. Все наши проблемы - оторванность от Бога. Адам, Ева и мы постоянно вот в этом отрыве. И возвратить человека к Богу, себя прежде всего, хождение перед Богом, вот это ключевой момент. Вот так я понимаю все эти вещи. Все нюансы: умерщвление плоти, со распятие со Христом, и каждый день умираю - все эти вещи звучат широко и каждый по- разному может это видеть в Писании. Я себе за 50 лет уяснил, что все-таки надо к Нему постоянно, к Нему, к Нему, к Нему.
Ведущий ответ: Но все-равно центр, чтобы где-то это помогало нашей близости, общения, отношений с Богом, связей с Богом.
Ответ Иван: Это процесс освящения. Я вижу Богоподобие в самом правильном смысле. Если бы было так в церквах наших, семьях, мы на Христа постоянно. Что происходит в харизматических церквах? У них же культ, Ледяев, Максимов. Даже взять в баптизме, Билли Грэм, мы на него будем ровняться, и в принципе правильно. Но все-таки уже фокус смещается. Мы как бы не на эталон, а на копию фактически начинаем ориентироваться. Подражайте мне, как я Христу все-таки. Т.е. я думаю дисциплина, все эти книги, если они будут Христоцентричны, если там фокус будет на Христа. Иначе…Мне папа когда-то сказал, старый, мудрый человек, что ты никогда не ошибёшься, если:'' Ответ на любой вопрос, цель – к Богу''. Это врезалось мне в сознание. Отсюда все будет и вытекать потом. Мы обсуждали одну проблему в родстве нашем, и вот один родственник говорит:'' Мы смотрим на это ситуацию так, а как Бог смотрит?'' Давайте подумаем, как Он оценивает ее. Совершенно меняется дух, я бы сказал, отношение.
Ответ: Роль духовной дисциплины – это прославить Господа. Я вспоминаю из военной терминологии, было написано:'' Исполнительность война славит, дисциплина кров бережет''. Но я изменил: ''Исполнительность Господа славит, дисциплина кров бережет''. В этом тоже глубокий смысл. Это когда-то сказал Суворов, русский войн. Очень интересно, очень позитивно. Мы движемся к тому, чтобы каждый раз прославить нашего Господа. А без дисциплины это невозможно сделать. Дисциплина и исполнительность воли Божией.
Ведущий ответ: Все, что мы не делаем, мы призваны делать во Славу Бога! Так что дисциплина с одной стороны мы делаем тоже для Божьей Славы в нашей жизни, но и через это мы так же научаемся лучше, правильно прославлять Бога в нашей жизни. Это вы имеете в виду?
Ответ: Да. Я хочу добавить, что все-таки еще зависит от нашей дисциплинированности. Это в физическом отношении. Написано, что объедение и пьянство – это грех. Человек себя должен любить. Что он подтянут, что он дисциплинированный и дома, везде, он знает, что он должен быть таким, не иначе, только так. Иначе не пройдешь. Поэтому вот эти габариты духовности они играют особую роль. Я приехал сюда 28 лет назад. И костюм, в котором я приехал, висит. Я иногда его одеваю и думаю:'' Мне снять лишний вес или нет?'' Вот я недавно не ел семь дней. Для чего? Для того, чтобы мне не ходить по докторам. Голодание – самолечение. И дух, и душа, и тело укрепляются. Я меряю свой костюм, если все нормально, хорошо, то останавливаюсь поститься.
Ответ Иван: Я хочу подарить вам такой нюанс. Есть люди духовные. В каком плане? У них самодисциплина. Вот спорт. У меня много друзей, которые занимаются спортом. Они в серьезной форме, чтобы не болеть и т.д. Мы можем привести много примеров с области свецкой, и в музыке, и в искусстве, и в творчестве. На душевном уровне, на психофизиологическом они достигают всех этих вещей. Т.е. это общечеловеческий момент. Но он полезен сто процентов и для нас христиан. У нас может быть перекос такой, что мы слишком духовные. Как вы говорили, как будто тела не существует. Все дух, дух, молитва и тело в небрежении как бы. Не понимая, что это храм Духа Святого, что здесь как бы баланс. Кто –то сказал, что тело наше обладает неким духовным смыслом. Вообще это глубокие вещи. Эта мысль тоже мне врезалась вначале, то, о чем ты говорил, что не в смысле плотской, как греховный, как приземленный, а в смысле, что мы живем в этом состоянии. Что мы проданы, предназначены, предопределены.
Ведущий ответ: Но одна из проблем, наших сложностей находясь будучи плотян, что в этом теле, как не искупленное тело, пока смертная, в нем живет грех, Павел говорит. Поэтому не просто мы во плоти. Т.е. и на небе мы будем иметь тело, но уже не будет присутствия греха. Но это еще одна для нас (challenge) трудность с чем мы боремся, что в этом теле нашем живет еще и грех.
Ответ: ''Да не царствует грех в вашем смертном теле''. Поэтому смертное тело мы имеем, но когда мы читаем откровение:'' Блажен читающий, слушающий и исполняющий'', и мы никогда не сможем исполнить Волю Божию не имея силы Божией. Если мы имеем Духа Божия, то у нас есть стремление читать, слушать и тогда Дух Святой дает нам силы исполнять это в жизни и возрастать духовно.
Ответ Володя: Хорошая иллюстрация для этой темы – это мы призваны и избраны. Но между призванием и избранием есть определенный промежуток. Например, призываются в армию. Пришли все ''зелененькие'', их одели в одежду, построили, но они еще ничего не умеют, ничего не могут сделать. В этом плане дисциплина играет очень важную роль, чтобы быть пригодным что-то делать. Это одно. Второе – дисциплина нам нужна, чтобы вернуться назад в небо или быть гражданином неба, или представлять небо. Потому что Богу, в небесной сфере и вообще во вселенной подчиняется все, естественно кроме дьявола, который изгнан, который тоже имеет, очень сложный такой вопрос, свободную волю. Мы имея свободную волю можем добровольно дисциплинировать себя, чтобы войти в ту сферу прославления, служения, которые исполняют ангелы, в общем-то вся вселенная. Поэтому для нас необходимо жить по этим законам, по этим принципам, а для этого нужно себя толкать туда, это тело, платяное, но не только, и волю, и сознание.
Ведущий ответ: Другими словами, можно сказать, какое правильное место занимают духовные дисциплины в нашей жизни? Или же еще можно сказать, какую функцию духовные дисциплины имеют в нашей жизни? Некоторые мысли я говорил. Здесь автор в самом первом предложении говорит, что дисциплина для духовной жизни, это ни что, кроме как действия предпринято, что бы нас вести более эффективно к взаимодействию, взаимосвязи со Христом и Его царством. В сфере активных дисциплин, активного вовлечения, можно сказать, что духовные дисциплины, они не являются целью сами в себе, просто их делать ради этих дисциплин. Но это те действия, которые мы практикуем, чтобы способствовать тому, чтобы наша жизнь, наш дух они взаимодействовали с жизнью Бога в нашей жизни. В конечном итоге источник преображения, силы в нашей жизни, чтобы был плод, чтобы была жизнь с избытком - оно не от нас. Но нам важно приводить, ставить себя в такое положение в наших отношениях с Богом, чтобы наша жизнь была настроена на то, чтобы могла взаимодействовать с жизнью самого Бога. Чтобы могли кооперировать. Те активности или действия, которые предпринимаются, чтобы привели нас к более эффективному сотрудничеству, взаимодействию со Христом.
Христос говорит:'' Пребудьте во Мне''. А как пребывать? Духовная дисциплина – это вещи которые способствуют тому, чтобы я мог активно пребывать, взаимодействовать со Христом. Иметь вот эту связь, культивировать эту близость, общение с Ним. Источник жизни – это Он, это Бог, Он меняет мою жизнь. Не просто я сам. Можно даже так сказать, что не духовные дисциплины меняют мою жизнь, а Бог. Сила не в них, она в Боге, но они способствуют, чтобы наша жизнь могла кооперировать с Ним.
Вопрос Славик: Ситуация. В церкви есть один вопрос и объявлен пост. Разговариваю с друзьями в церкви:
- Как ты в субботу настроена поститься?
- Настроена.
- У тебя есть уже ответ по этой проблеме?
-Есть.
-Если ты будешь поститься и молиться, что –то измениться?
- Нет.
- А для чего ты будешь поститься?
- Ты на разлагай мне дисциплину.
Т.е. дисциплина ради дисциплины или это все-таки надо?
Ведущий ответ: Я думаю в каждой дисциплине может быть стоит задавать вопрос:'' Для чего я это делаю?'' У меня был второй вопрос, и он немного касается этого:'' Может ли в духовных дисциплинах быть опасность законничества?''
Ответ: Да.
Ведущий ответ: Поэтому если подумать, некоторые духовные дисциплины активного характера, как пост, даже где-то изучение Библии, иногда могут быть мертвым обрядом в какой-то степени.
Ответ: Еще больше даже, если допустим кто-то изучает какую-то часть, какую-то сферу, чтобы кому-то или кого-то поставить на место, это даже больше греха, это уже даже злоупотребление, это война.
Ведущий ответ: Поэтому я думаю даже в нашей жизни в этом надо быть внимательными и осторожными. Иногда у нас бывает такое чувство, сделать из-за чувства вины. Надо почитать Библию и, как будто не исполнив эту формальность, чувствую какую-то… Я помню, намного большим у меня было ценным, когда я вел дневник. Особенно в молодости. И сейчас он у меня есть, но намного реже я бывает там пишу. И оно у меня было в форме молитвы. Оглядываясь на день, часто в обращении молитвы к Богу, благодаря Бога, где-то даже выражая нужды, я вел. Я помню пришел такой момент, что я не мог, не должен был пропустить ни одного дня. И я поймал себя на мысли, а почему я вообще должен это сегодня сделать? С одной стороны, привычка, а с другой – гордость, что я ни одного дня не пропустил в течении какого-то времени. И вот иногда делаешь это, ради того, чтобы у меня был этот листок, что у меня нет пропущенного дня за весь год. И я начал думать об этом и не стал нарочно иногда писать, потому что мотивация неправильная.
Ответ Иван:'' Буква убивает, дух животворит''. Когда мы рассуждаем о поклонении, о прославлении, я для себя, переосмысливал, что мы свели в традиционных церквах, может в новом таком стиле, что поклонение и прославление - это когда пришли в начале богослужения, музыка, соответствующая атмосфера, и вот мы поклоняемся. А по идее, если вникнуть в Священное Писание, Христос говорит:'' Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода''. Будут поклоняться в Духе и истине, т.е. это стиль и образ жизни в широком понимании. Спросили одного человека, что такое духовность? Это когда, ты усталый пришел домой, у тебя родился ребенок. Жена его кормит, и он кричит ночью. Ты проснулся, пытаешься не разбудить жену, чтобы она выспалась, потому что ты любишь ее - ты духовный человек, и утешаешь ребенка. Вот оценка твоя.
Я говорю это к тому, что если дисциплина идет, как естественный, искренний, не привязанный, а состояние — это ценно в глазах Божиих. Тоже самое, что непрестанная молитва. Пример такой: женщина говорит, я вот мою посуду, убираю, потом оставила все, пошла, как мусульмане, коврик поставила, молюсь, молюсь. А я ловлю себя на мысли, а зачем? Т.е. намного Божья благодать. Ты моешь посуду, и молишься, есть такое состояние. Иногда с людьми общаюсь, вижу конфликтный, проблемный человек. Пайпер когда-то рассказывал такую вещь на Брайте, что Бог, Он может и гневаться, и любить одновременно, как компьютер, процессор многослойный, параллельные процессы. У Него много всяких таких эмоций. Т.е. я говорю с человеком, и вдруг чувствую, что я осознаю умом, что я должен молиться. В духовном мире играет какую-то роль и это на него повлияет. Мой поинт, что вот в этом есть духовный смысл, когда мы не законнически себя дисциплинируем, а когда дух рожденный, Он подсказывает нам и время, и устав. Нужна какая-то программа, но она не должна быть буквой, убивающей. Потому что мы себя убьем, жен своих покалечим, детей этой буквой, церкви, когда будем впадать во все эти вещи. То, что для одного работает, для другого может совершенно другая форма.
Вопрос Ведущий: Какие могут быть опасности, крайности духовных дисциплин?
Ответ: Фарисейство.
Вопрос: Понятно, что плоть препятствует этому процессу в духовной дисциплине. Мы должны это учитывать. А на сколько вовлечен дьявол, когда видит, что мы заняты духовной дисциплиной, желаем?
Ответ Иван: Убегает. Я слушал сегодня интересную проповедь своего оппонента, на форуме, который доказывал, что не нужно бороться с ересями, не нужно их определять, потому что тело Христово имеет иммунитет отвергать все. И у него были аргументы. Если вашу церковь еретик может разрушит за одно богослужение, то грош вам цена. Вы духовно больной организм, что вас увели. Но у него была интересная мысль:'' Противостаньте дьяволу, покоритесь Богу, приблизьтесь, и убежит от вас''. Т.е. не надо его связывать. Пусть бегает где-то, но не в наших семьях.
Вопрос: Но все же он играет роль?
Ответ Иван: Отойди от меня сатана. Мысли посылает, в искушение можем впасть. Кто-то говорит, ты в искушении сейчас, и мы должны учитывать, смиряться.
Ведущий ответ: Но я думаю, что в первую очередь, где-то дьявол в нашей жизни борется против того, чтобы мы где-то даже упражнялись в духовных дисциплина. Поэтому часто, классически вы слышали, что когда намерение есть иметь какое-то тихое время, почитать Библию, помолиться, часто находиться много разных искушений, чем другим заняться. Мы понимаем, что надо, и почему-то это так часто трудно делать, потому что дьявол борется против того, чтобы мы кокрас приходили к Богу, чтобы мы искали этого общения, находили общение с Ним. Так что с этой стороны он хочет предотвратить нас, чтобы мы не упражнялись, не участвовали в этом. Дьявол пытается препятствовать тому, чтобы мы практиковали духовные дисциплины в нашей жизни. С другой стороны, в жизни Христа мы видим, что когда Он постился, молился – это тоже была духовная дисциплина, и дьявол пришел к Нему, чтобы Его искушать. Христос тогда противостоял ему Словом Божием. Если взять пользу духовных дисциплин, где-то для нас, чтобы мы могли эффективно противостоять дьяволу, когда он посылает эти раскаленные стрелы, когда он подходит, для нас важно, чтобы мы жили жизнью с Богом в близких отношениях, чему помогают и способствуют духовные дисциплины, чтобы, когда он подходить, мы были сильны и могли ему противостоять. Когда мы не культивируем, т.е. не упражняемся, не находимся в близости с Богом, а наоборот духовно слабы, то дьявол намного легче нас всегда сражает, заваливает в нашей жизни.
Хочу вернуться к вопросу, какие существуют опасности или крайности духовных дисциплин?
Ответ: Фарисейство, гордость. Здесь фарисейство может иметь разные оттенки. Бывает мы можем гордиться тем, вот какой я дисциплинированный. Получается я хвалюсь не Христом. Если бы у меня было правильное взаимоотношение со Христом в дисциплине, я бы наоборот имел дух кротости. А так получается люди гордятся тем, что я там молюсь, я там пощусь и т.д. Где-то это может для показухи для других.
Ответ: Вторая крайность, может быть внешняя. Когда люди определяют тебя на какой-то уровень. Гордость появляется.
Ведущий ответ: Хотя и с другой стороны, когда люди судят нас просто по самим дисциплинам. Если взять одну из дисциплин – общение (собрание), и как часто бывает, что мы людей судим по факту, что он ходит на собрание или нет. Ходить важно, но как часто бывает и с нами, и с другими, и люди в христианстве просто судят людей по факту ходит или не ходит на собрание.
Ответ Иван: И человек уже ходит, ради того, чтобы не судили.
Ведущий ответ: Почему мы ходим на собрание? Это тоже дисциплина, приходить, чтобы вместе поклоняться Богу, и иметь общение друг с другом. Это тоже нужно, это то же дисциплина духовная. Но она может превращаться в неправильное. Я хочу сказать, чтобы мы не делали что-то, ради галочки, ради самого обряда, а чтобы в центре был Христос. Чтобы не было законничество, пустым обрядом в нашей жизни, не было подпитывание нашей гордости, не было мертвым обрядом.
Вопрос Славик: Какой путь, занимаясь дисциплиной, или практикуясь в дисциплине, чтобы не за дисциплинироваться (не уйти в фарисейство), оставаться на волне Духа?
Есть крайность, например, сегодня я не буду писать дневник и завтра не буду писать, и вообще забросить писать, как с вашего примера. Начиная с того, что, а почему я должен это делать? Очень легко скатиться на эти рельсы. Другое, тоже очень легко скатиться на рельсы - писать только ради того, чтобы писать, чтобы ни одного дня не пропустить. Или быть в собрании, как квакеры, прийти и сидеть по два по три часа, пока Дух сойдет и начать потом проповедовать. Как Иван сказал, почему музыка начинается, молитва начинается, как бы дисциплина, но Дух не пришел, и мы начинаем собрание как будто по регламенту. Можно в другую крайность уйти, прийти и тратить время непонятно на что, потому что ожидать пока сойдет Дух и начнет проповедь, вдохновение, откровение говорить. Как между вот этими двумя вещами балансировать?
Ответ: Я думаю, что здесь должен быть баланс. Притом баланс не извне, а баланс внутренний. Я должен смотреть и быть правдивым по отношению самого себя. Почему я это делаю, и что это делает в моей жизни? Т.е. если это действительно дисциплина производит действие и мои отношения приближают к Богу – это одно. А если эта дисциплина работает, я вижу, что я просто надуваю щеки, то это абсолютно… Я должен быть правдивым по отношению к себе. Если этого не будет, то оно вылезет какой-то болезнью, каким-то негативом.
Я понимаю так, что я ценю свое время. Я забочусь о своем состоянии, и если я буду правдив по отношению к самому себе, т.е. мне не надо, чтобы Сережа ко мне пришел и сказал:'' Брат ты там не туда''. Я сам должен понимать, что оно производит? Если я прихожу и говорю:'' Это повышает мой статус'', - все, точка. Мой статус никому не нужен. Мое приближение к Богу – оно нужно. Эта дисциплина должна приближать меня к Богу. То, что говорили, противостать дьяволу, но вначале надо приблизиться к Богу. Спина к спине. И тогда оно будет эффективно. Если дьявол просил сеять, как пшеницу, т.е. разбросать везде, мы не вместе, тогда проблема.
Ведущий ответ: С моей стороны, стремиться всегда в своей жизни к тому, чтобы себя направлять, свой взор, на главную цель моей жизни. Павел говорит: '' Для меня жизнь — это Христос''. Христос говорит:'' Пребудьте во Мне и Я в вас''. И иногда мы ловим. Слыша свидетельство других и зная себя, есть тенденция у нас иногда бывает что-то делать, просто надо. Или от нас ожидают люди что-то, некоторые вещи. Может не все дисциплины, или даже иногда пост. Предложил кто-то из братьев поститься сегодня, и где-то вижу, что моя плоть противиться этому. Иногда это делаю, потому что я соглашаюсь это делать, мне просто неудобно, не быть участником вот в этом, не быть белой вороной. Поэтому, чтобы впереди предо мной всегда был Господь. И в своей жизни в общении с Богом, чтобы настраивать, направлять мой взор на Бога. Жизнь не в моих делах, не в самих дисциплинах. Моя жизнь в Тебе. И поэтому через это я хочу больше приближаться к Тебе, познавать Тебя, чтобы Ты работал в моей жизни, Ты научал меня, Ты наполнял меня, чтобы я был сосудом, который направлен к Тебе. Надо быть внимательным.
Ответ Славик: Т.е. всегда надо анализировать, всегда иметь руку на пульсе.
Ведущий ответ: Испытывать себя, проверять себя. Я думаю, чем больше мы ходим с Богом, для нас общение с Богом становится приятным, наше сердце стремиться к этому. Мы стараемся найти время с Богом, не ради чего-то. Да, иногда бывает, мы помолились, у нас бывает такое, и где-то оно на своем месте. Принято, мы молимся каждый раз, когда кушаем – это может превратиться в обряд. Но с другой стороны, как христиане, я ловлю себя на мысли, зачем такая привычка, почему я должен остановиться и помолиться? Но уже привык, как-то не естественно не делать это. С другой стороны, когда в поймаешь себя на этой мысли, но все-таки это уместно, это хорошо. Господь я искренно благодарю Тебя. Это возможность для меня остановиться, поблагодарить Бога за то, что Он мне дает, направить мою благодарность сердца к Нему. И когда ловишь себя – это возможность наоборот поправить, и тогда это сделать так, как угодно Богу.
Дальше в этих материалах, Даллас Виллард не только говорит о дисциплинах, роль этих дисциплин правильно понимать, но раскрывает сами дисциплины. Я думаю, если вы не против, то тоже хорошо поразмышлять о них. Для себя всегда хорошо еще раз посмотреть, поговорить. Если говорить об этом авторе, он делит дисциплины на две категории. По-разному их разделает.
Автор делит дисциплины на две части: духовные дисциплины, которые связаны больше с воздержанием от чего-то, и духовные дисциплины действия. Перечислим их.
Дисциплины возрождения, уединения. Я себя воздерживаю или же где-то отсоединяю от других людей, от шума этой жизни и от всего, что происходит. Я это не делаю, ради отсоединения, потому что, если я отсоединяю себя – это важно. Некоторые вещи мы не можем делать эффективно. Даже взять изучение Слова Божия, молитва. Она более эффективна тогда, когда я уединяюсь. Вот это уединение, когда я себя отсоединяю от людей на время. Это важная дисциплина, чтобы освободить для себя время для того, чтобы наполнять свою жизнь.
Молчание, тишина, пост. Потому что где-то здесь, хотя есть позитивная сторона поста, они как бы работают друг с другом. Пост- это когда отделяешь себя от физической пищи. И много есть полезных вещей, которые Бог может делать в моей жизни, это происходят когда мы постимся.
И это все внутренняя дужовная дисциплина которая связана с умеренностью или даже, не то что роскошь, а больше простота в жизни, и в финансовом плане. Важно когда жизнь жристианина сфокусирована вокруг главных целей, а не заполнена всем повсюду. Так что это тоже дисциплина.
Потом чистота или целомудрие.
Дисциплина тайны, принцип, чтобы левая рука не знала, что правая делает. И когда это бывает даже умышленно, стараясь жить такой жизнью, чтобы не искать внимания других людей.
Потом жертвенность. Некоторые жертвенность соединяют со служением. Дисциплины участия или вовлечения более активные, это изучение. Но они работают в гармонии друг с другом. Когда я читал в молодости книгу Изабел Кумен, она увидела такой духовный принцип. Иногда бывало я не испытывала духовную жажду в своей жизни. Как-то даже Слово Божие не шло. Она заметила, почему у нее была маленькая жажда по Слову Божию, по общению с Богом, потому что ее жизнь слишком была заполнена другим. Вещами этого мира. И вот эти дисциплины воздержания, они нас освобождают, и освобождают пространство нашей жизни, чтобы теперь наоборот заполнялось это Божьими вещами. Поэтому даже физически, если я напиваюсь содой, молочными коктейлями и т.д. уже потом некуда помещать. В духовном мире есть подобный принцип. Где-то нам надо кое-что отсоединять, обрезать, воздерживаться от чего-то, чтобы в нашей жизни освобождалось место, для того чтобы более богато, более насыщенно иметь общение с Богом.
Эти дисциплины: вовлечение, участие, активности, изучения. В первую очередь Слово Божие, поклонение Богу, празднование. Когда мы собираемся вместе, надо праздновать жизнь, что мы имеем Бога, чтобы оно было Богоцентрично. Хотя слово Богоцентрично иногда вызывает не совсем положительные ассоциации в некоторых кругах. Но имеется ввиду, когда мы празднуем жизнь, радуемся вместе. В ветхом завете были праздники. Это тоже повелено Богом, но чтобы оно было с взором на Бога, который нам дает все.
Служение, молитва, общение, исповедание. Я бы добавил не только исповедание, оно важно, но даже где-то вот прощение. Это тоже дисциплина. Подчинение, повиновение друг другу. Повинуйтесь друг другу – помните даже мы призваны, вот этот дух повиновения.
PS. Тема будет рассматриватся на следущей встрече Коллегии, 26 Октября 2018 года.